Когда трава была зеленее: тест-драйв Mercedes-Benz W124
Извечный спор: что же лучше, BMW E34 или Mercedes W124? Недавно мы катались на отлично сохранившейся «пятерке» с двухлитровым мотором, а теперь отыскали ее прямого конкурента из Штутгарта. Кто кого?
Тяну тугую ручку, распахиваю тяжелую водительскую дверь, и волна ностальгии захлестывает меня с головой. Прекрасно помню, как в самом начале 90-х мой друг прикатил ко мне прямиком из Прибалтики на почти таком же сто двадцать четвертом, только благородного цвета слоновой кости, и дал сесть за руль. И бог с ним, что «нарисованный» пробег в сто с небольшим тысяч имел мало общего с реальным, поскольку цвет кузова явно указывал на тяжелые будни 124-го в такси, а остов прятал целую россыпь секретов от великих литовских кузовных дел мастеров. Это был щенячий восторг! Мы часами бесцельно колесили по городу и смаковали каждую секунду и каждый километр.
Даже в 90-х годах 124-й кузов выглядел стильно и актуально, а уж в момент своего дебюта сорок лет назад… уверен, во время премьеры нового поколения Е-класса в Мюнхене попадала не одна челюсть. Да что там: даже сегодня этот седан Mercedes 200E в базовом исполнении с пластиковыми колпаками колес в белом цвете смотрится основательно и элегантно.
Побывавшая в наших руках BMW Е34 была последнего года выпуска, а вот 124-й Mercedes мы нашли ранний: 1987 года, с родным пробегом под 200 тысяч километров, причем этот Mercedes 200Е до сих пор ездит каждый день. Каждодневная эксплуатация не могла не сказаться на кузове – кое-где «рыжики» есть. Но это все касается только внешних кузовных элементов, ни о каких глобальных «дырках» речь не идет. И это еще раз подтверждает простую истину: если 124-й не бывал в серьезных ДТП и за ним ухаживали, кузов будет жить долго и счастливо.
«Прицел» на капоте был желанной, но очень рискованной добычей для хулиганов 90-х годов
А какой тут вкусный салон! Мягкий синий винил у немцев нередко сочетался с белым колером кузова. Двести тысяч километров почти никак не сказались на состоянии интерьера: трещин не найти ни на пластике, ни на лакированном дереве. Так и хочется ткнуть носом «свидетелей Камри» в интерьер 35-летнего Мерседеса и показать, как оно вообще должно быть.
Спокойный интерьер стойко выдерживает время и даже на четвертом десятке лет обходится без россыпи сверчков, оставаясь удобным
Лаконичная приборная панель вмещает всю необходимую информацию. Даже про стрелочные часы не забыли
Температуру можно регулировать отдельно справа и слева. Такие «колесики» были обычным решением для немцев 80-х
На втором ряду очень мягко и комфортно. По нынешним меркам места немного, но в 80-х это был уровень
Спокойный интерьер стойко выдерживает время и даже на четвертом десятке лет обходится без россыпи сверчков, оставаясь удобным
Багажник довольно вместителен. Возможно, поэтому обивке за 35 лет изрядно досталось
Знак аварийной остановки на тыльной стороне крышки багажника давно стал фишкой седанов из Штутгарта. У «баварцев» в этом месте инструментальный ящик
Впрочем, инженеров из Штутгарта тоже есть куда потыкать носом. Интересно, кто и когда решил, что нагрузить всеми функциями один-единственный подрулевой переключатель – это классная идея. Возможно, этот гений ванговал, что когда-то в будущем многие функции будут включаться автоматически. Но вручную пользоваться подрулевым совсем неудобно, и это в скромно оснащенном экземпляре, в котором и опций-то толком нет. Еще одна фирменная фишка – центральный «дворник» лобового стекла со сложной кинематикой. Прожил он не так долго, и после 210-го «глазастого» кузова к радости владельцев ушел в прошлое.
Многофункциональный подрулевой переключатель с годами лишь обрастал дополнительными опциями
Щетка стеклоочистителя одна, со сложной кинематикой движения
Если же отфильтровать эти мелочи и сконцентрироваться на главном, то этот интерьер прекрасен. Стоит усесться на просторное водительское кресло, как сразу понимаешь, сколь статусным был этот автомобиль три десятилетия назад. Каждая клавиша нажимается с солидным усилием, а двери не нужно захлопывать по десять раз – они входят в проемы под собственной массой.
Простое на вид сиденье не отличается развитой боковой поддержкой. Но в целом довольно приятно
Поступь W124 под стать внешности. Да, Мерседесу не достает точности «пятерки» BMW, зато он едет надежно, плавно и удивительно тихо. Двухлитровый двигатель М102 даже до появления М50 не был образцом мощности. На бумаге 200Е проигрывает двухлитровой 34-й BMW в разгоне до 100 км/ч меньше секунды, но мощности тут поменьше, да и тело говорит, что динамика заметно хуже. Не могу сказать, что Mercedes 200 овощ, но перца в это рагу точно не доложили. Отрадно, что механика добросовестно делает свое дело: отлично подобранные числа и четкий даже на четвертом десятке лет механизм выбора передач по крайней мере не усугубляют ситуацию с динамикой.
Двигатель М102 объемом два литра заметно уступал «бээмвэшному» в мощности. Но по части надежности он тоже не промах
Двигатель М102 объемом два литра заметно уступал «бээмвэшному» в мощности. Но по части надежности он тоже не промах
На нашем экземпляре стоит неродная рукоятка КПП с неправильной схемой. Задняя передача у «двухсотки» включается «на себя и вниз»
Есть у 124-го одна черта, из-за которой он с пятой серии BMW – что близнецы-братья. Это потрясающая надежность. Мерседесовская ходовая еще крепче, и повседневная эксплуатация вообще никак не сказалась на мягкости и интеллигентности подвески. Двухлитровый мотор запросто переживает потомков, и это не предположение, а факт. Пока свежие Мерсы родом из XXI века зависают на подъемниках, 124-е продолжают колесить в разных уголках мира. А ведь многие из них – того самого цвета слоновой кости, и только автомобильным богам известно, сколько сотен тысяч километров на одометре для них – предел, хотя периодически всплывают сообщения о пробежавших более миллиона километров экземплярах.
Даже в почтенном возрасте 124-й Mercedes остается поразительно мягким и тихим
Даже в почтенном возрасте 124-й Mercedes остается поразительно мягким и тихим
А еще в те благословенные годы каждая марка знала свои сильные стороны и использовала их по максимуму. Скажи тогда кто-то из маркетинга на собрании акционеров: новый Мерседес Е-класса будет спортивным и азартным! Смельчак тут же был бы отправлен на офисном кресле в сторону окна со всеми шансами испытать чувство свободного падения с двадцатого этажа. И если такой же умник в Мюнхене заикнулся бы о том, чтобы ради комфорта принести в жертву управляемость, исход получился бы таким же. И это прекрасно, ибо каждый из немецких брендов обладал своим характером и лицом. Эта непохожесть двух гигантов напоминала соперничество двух великих пилотов – непримиримых на трассе, но испытывающих безмерное уважение друг к другу.
Напрашивается и сравнение культовых моделей 80-х и 90-х еще и с киновселенной Marvel. Как ни стараются создатели привлечь аудиторию новыми персонажами, это не получается: люди тянутся к старой гвардии «Мстителей»! Неужели потому, что трава была зеленее? Скорее оттого, что те Мерседесы, БМВ и Ауди не производили впечатления безликих болванок – в них кипела жизнь и искрил характер. Не зря говорят, что любят за недостатки. При всех минусах в сто двадцать четвертый невозможно не влюбиться. А за чувства приходится расплачиваться. Найти живой и неукатанный Mercedes W124 можно и сегодня, но цена будет кусаться – без миллиона в кармане можно даже не начинать подбирать достойный экземпляр. Но если созрели, то, черт возьми, оно того стоит!
МАТЕРЫЙ ВОЛК
Mercedes-Benz 500 E
У W124 было много интересных модификаций, но одна стоит особняком. Это, конечно же, «Волчок» или Mercedes 500 E. Воистину культовая модель, подлинную историю появления которой в самой компании не очень любят вспоминать. Дело в том, что Mercedes-Benz проворонил зарождение в 80-х нового класса заряженных седанов и не придал значения появлению первого поколения BMW M5 в кузове Е28. Но когда на свет появилась вторая «Эмка» Е34, в Штутгарте все же спохватились, и в 1989 году работа закипела. На равных конкурировать с «баварцем» в управляемости не получится, значит, надо идти другим путем. И в Mercedes решили раздавить оппонента мощностью, затолкав под капот пятилитровый двигатель М119, который ставили на родстер SL.
Задачу поручили землякам из родного города – Porsche. Хотя это было непросто, большой V8 все же под капот впихнули и заодно серьезно поработали над ходовой частью. Но тут возникла новая проблема: передние крылья пришлось сделать заметно шире. Меж тем производство W124 было уже пять лет как налажено, и, быть может, поэтому вносить изменения в производство и выпускать «пятисотку» на основном конвейере не стали, а быстро подыскали другое решение – передать производство на Porsche. Насколько оно было оправданно, доподлинно не известно, но логистика в итоге получилась такая, что врагу не пожелаешь. Сначала комплектующие приезжали из Мерседеса в Порше, где собирали шасси и кузов. Потом все это везли обратно в Мерседес для покраски. Затем опять в Порше для установки двигателя, и, наконец, обратно в Мерседес для окончательной инспекции. В итоге на выпуск одной машины уходило две с половиной недели. И это при том, что все происходило в одном городе!
Во многом из-за всего этого цена «Волчонка» достигала астрономических 134 тысяч дойчмарок, что было вдвое больше, чем просили за стандартный 124-й. С технической точки зрения результат получился мощный. На треке «Волчок» и правда уступал Е34 в прыти, но на пару десятых превосходил его в разгоне до сотни. На свет появился новый король автобана и заодно – одна из самых желанных моделей для коллекционеров. На что способны «Волчки», можно посмотреть в культовом фильме «Такси» 1998 года. Ведь Банда на Мерседесах носилась именно на 500Е. И мы все прекрасно понимаем, что в реальной жизни у 406-го Пежо не было бы не единого шанса!
Фото: «Такси»Технические характеристики Mercedes-Benz 200 E (W 124)
Длина / Ширина / Высота / База, мм4740 / 1740 / 1446 / 2800Снаряженная / Полная масса, кг1280 / 1800Объем багажника (VDA), л530Максимальная скорость, км/ч195Разгон 0-100 км/ч, с11,4Двигатель бензиновый, P4, 8 клапанов, 1997 см³; 90 кВт/122 л.с. при 5200 об/мин; 178 Н·м при 3500 об/минТопливо / Запас топлива, лАИ-95 / 70Трансмиссиязадний привод; М5