Статьи

От Lamborghini до BMW: вспоминаем лучшие работы Марчелло Гандини

13 марта ушел из жизни один из величайших дизайнеров в истории автомобилестроения – Марчелло Гандини. Маэстро не просто подарил миру ряд поистине культовых машин. Из-под его карандаша выходили подлинные сенсации, он задавал тренды на долгие годы вперед, меняя представление о том, как может и должна выглядеть четырехколесная техника. Каким-то из его творений суждено было стать иконами своей эпохи и пределом мечтаний для миллионов людей по всему миру, какие-то же просто выполняли свою функцию, служа владельцам на ежедневной основе и принося автогигантам солидные прибыли. Прощаясь с легендой, вспомним знаковые модели, к которым приложил руку Гандини на разных этапах своей деятельности, чтобы, насколько это возможно, раскрыть его многогранный талант.

Lamborghini Miura ’66

Когда судьба свела юного Марчелло с Нуччо Бертоне, который владел семейной компанией, занимающейся промышленным дизайном, мэтр сразу же разглядел в нем врожденный дар и смекнул, что такие ценные кадры упускать нельзя. Поначалу Бертоне хотел определить парня в помощники Джорджетто Джуджаро, занимавшему тогда пост главного дизайнера Carrozzeria Bertone, но тот воспринял такой замысел весьма прохладно. Не будем вникать в перипетии отношений между людьми искусства: суть в том, что в октябре 1965-го Джуджаро ушел на вольные хлеба, а Гандини занял его место.

Годом позже на автосалоне в Женеве публике представили Lamborghini Miura, которая произвела настоящий фурор как среди посетителей, так и среди представителей прессы. Считается, что термин «суперкар» впервые был употреблен именно в адрес этого автомобиля с эмблемой быка на капоте с легкой руки Эл Джей Кей Сетрайта в обзоре для журнала Car в 1967-м. И если по этому поводу можно подискутировать, то неоспоримым остается тот факт, что именно Miura стала первым среднемоторным суперкаром для дорог общего пользования. Да, до этого был Ford GT40, который проектировался в первую очередь для побед на гоночном треке, Miura же была на все 100% гражданским автомобилем без каких-либо спортивных амбиций. Поговаривают, что разрабатывать концепт начал еще Джуджаро, а сам Бертоне был не восторге от того, как Гандини доделал начатое, и внес немало корректив в итоговый вариант внешности Lamborghini. В любом случае, Марчелло сыграл одну из главных скрипок в рождении легенды, чем крайне уверенно заявил о себе.

От Lamborghini до BMW: вспоминаем лучшие работы Марчелло Гандини

От Lamborghini до BMW: вспоминаем лучшие работы Марчелло Гандини

От Lamborghini до BMW: вспоминаем лучшие работы Марчелло Гандини

Lamborghini Marzal ’67

Когда смотришь на Marzal, построенный на шасси Miura с увеличенной на 120 мм колесной базой, в голове не укладывается, что между их премьерами прошел ровно один год, а не пара десятилетий беспрерывной эволюции в дизайне. Гандини полностью пересмотрел идеи, воплощенные в своей предыдущей работе: никаких больше покатых обводов, только острые грани и нарочито угловатые плоскости. Ферруччо Ламборгини же, формулируя заказ, хотел продемонстрировать столь эпатажным образом то будущее, к которому стремится его компания. С его слов, создание подобного экспоната с последующим показом на крупнейшем автошоу было куда менее затратным, нежели любая другая рекламная кампания, ведь заметку о нем неминуемо напечатают на первых страницах тематических изданий совершенно бесплатно.

От Lamborghini до BMW: вспоминаем лучшие работы Марчелло Гандини

От Lamborghini до BMW: вспоминаем лучшие работы Марчелло Гандини

От Lamborghini до BMW: вспоминаем лучшие работы Марчелло Гандини

Количество новшеств, которые Марчелло удалось гармонично совместить в одной модели, поражает воображение: клиновидный профиль, немеряная площадь остекления, включающая крышу, двери типа «крыло чайки», обеспечивающие доступ сразу к двум рядам сидений, и пронизывающая насквозь все это сочетание инноваций гексагональная тема. Взглянуть на Marzal и не наткнуться глазом на шестиугольник попросту невозможно – они повсюду, начиная от панели, закрывающей моторный отсек, и заканчивая сиденьями. К слову, в Lamborghini с шестиугольниками заигрывали и позже, апогеем же стал Sesto Elemento 2010 года, в котором вся архитектура салона и экстерьера построена вокруг этой геометрической фигуры.

От Lamborghini до BMW: вспоминаем лучшие работы Марчелло Гандини

От Lamborghini до BMW: вспоминаем лучшие работы Марчелло Гандини

Alfa Romeo Carabo ’68

Показанная на парижском автосалоне 1968 года Alfa Romeo Carabo оказала огромное влияние на дизайн быстрейших машин последующих двух десятилетий. Концепт-кар был первым из целой серии экспериментов на базе Alfa Romeo 33 Stradale и определенно – самым успешным. В угоду аэродинамике Гандини вновь выбрал клиновидную форму кузова, а среднемоторная компоновка позволила сделать силуэт максимально приземистым.

От Lamborghini до BMW: вспоминаем лучшие работы Марчелло Гандини

Открывающиеся вверх двери-гильотины, практически плоское лобовое стекло, фары-лягушки и жалюзи, под которыми скрывался двигатель, довершали радикальный облик, в котором доминировали прямые линии и рубленые очертания. Благодаря выбранному цвету и светоотражающим стеклам модель и получила свое название в честь жужелицы, семейства жуков, обитающих по всему земному шару. При взгляде на Carabo спустя полвека не остается никаких вопросов касательного того, где в 70-х и 80-х черпали свое вдохновение неравнодушные к быстрому железу художники вне зависимости от их гражданства.

От Lamborghini до BMW: вспоминаем лучшие работы Марчелло Гандини

От Lamborghini до BMW: вспоминаем лучшие работы Марчелло Гандини

От Lamborghini до BMW: вспоминаем лучшие работы Марчелло Гандини

От Lamborghini до BMW: вспоминаем лучшие работы Марчелло Гандини

От Lamborghini до BMW: вспоминаем лучшие работы Марчелло Гандини

Autobianchi A112 Runabout ’69

Когда руководство Fiat решило свернуть всю линейку 850, они обратились в контору Нуччо Бертоне за экстерьером модели, которая должна была прийти на замену 850 Spider. И перед тем, как получить подробное ТЗ, творческие итальянцы во главе с героем нашей истории предложили крупнейшему концерну на полуострове свое уникальное видение результата. Так в 1969-м на автошоу в Турине общественности явили Autobianchi A112 Runabout, вобравший в себя множество наработок Гандини.

От Lamborghini до BMW: вспоминаем лучшие работы Марчелло Гандини

Кузов напоминал лодку с плоским днищем, а условное лобовое стекло и внушительная дуга позади кокпита с прикрепленными к ней фарами головного света крайне органично дополняли ассоциацию с тем, на чем не ездят и не плавают, но ходят. Сконструирован A112 был по схеме, опробованной на Miura: поперечно расположенный двигатель размещался за кокпитом, правда, количество цилиндров сократилось с 12 до 4, а объем составил и вовсе крошечные 1,1 л. В 1971 году топ-менеджмент Fiat в лице Джованни Аньелли концепт одобрил, и на его базе получился Fiat X 1/9, выпускавшийся аж до самого конца 80-х.

От Lamborghini до BMW: вспоминаем лучшие работы Марчелло Гандини

От Lamborghini до BMW: вспоминаем лучшие работы Марчелло Гандини

От Lamborghini до BMW: вспоминаем лучшие работы Марчелло Гандини

BMW Garmish ’70

Дела в ателье Bertone шли отлично, но необходимо было расширять список партнеров, потому что бесконечно трудиться исключительно над кузовами эксклюзивных игрушек для сильных мира сего – не самый оправданный с финансовой точки зрения путь. Тогда Нуччо и направил взор на немецких производителей, решив начать с BMW. К баварцам он обратился также со своим мнением, уже воплощенным в металле. В Женеве в 1970 году состоялась премьера прототипа, в основе которого лежала техническая начинка модели 2002ti. Проектом занялся Гандини, и ему удалось совместить, казалось бы, несочетаемое. С одной стороны, во внешности Garmish безошибочно угадывались фамильные черты марки, с другой – эта внешность разительно контрастировала со всем, что до этого носило на капоте бело-голубую эмблему.

От Lamborghini до BMW: вспоминаем лучшие работы Марчелло Гандини

Две круглые фары уступили место четырем прямоугольным, фирменные «ноздри» обрели шестиугольную форму, а над задним стеклом поселилась накладка с шестиугольными опять же сотами. От обтекаемых обводов стоковой 2002ti не осталось и следа, балом правили стремительные угловатые поверхности, а за счет тонких стоек удалось придать автомобилю визуальную легкость. В Мюнхене старания Марчелло оценили по достоинству и позже пригласили его принять участие в работе над первым поколением 5-series (E12). «Пятерка» вышла более сдержанной и консервативной, но почерк дизайнера отлично угадывается в ее экстерьере. Следы оригинального Garmish затерялись после выставки, однако спустя без малого полвека специалисты BMW воссоздали машину буквально по наброскам Марчелло. Сам Гандини остался доволен реинкарнацией своего творения.

От Lamborghini до BMW: вспоминаем лучшие работы Марчелло Гандини

От Lamborghini до BMW: вспоминаем лучшие работы Марчелло Гандини

От Lamborghini до BMW: вспоминаем лучшие работы Марчелло Гандини

От Lamborghini до BMW: вспоминаем лучшие работы Марчелло Гандини

Lancia Stratos Zero ’70

В рамках увеличения клиентской базы шеф Carrozzeria Bertone продолжил действовать по отлично зарекомендовавшей себя схеме, а именно – построить втихаря живой экземпляр, а потом устроить ему свидание с руководством нужного автопроизводителя. Нуччо был в курсе, что в высоких кабинетах Lancia уже давно ведутся разговоры о том, что Fulvia Coupe безнадежно устарела и пора бы задуматься над заменой модели для раллийных трасс. Бертоне раздобыл у своего приятеля ту самую безнадежно устаревшую Lancia, а Гандини создал на ее шасси Stratos Zero, выглядевший на фоне донора не иначе как пришельцем из другого измерения.

От Lamborghini до BMW: вспоминаем лучшие работы Марчелло Гандини

От Lamborghini до BMW: вспоминаем лучшие работы Марчелло Гандини

От Lamborghini до BMW: вспоминаем лучшие работы Марчелло Гандини

От Lamborghini до BMW: вспоминаем лучшие работы Марчелло Гандини

Ставший уже визитной карточкой дизайнера клиновидный кузов с тонкой полоской светотехники на стыке граней, доступ в салон через открывающееся лобовое стекло и новаторская работа с плоскостями, которые сходились под невероятными углами – все это никак не вписывалось в привычное представление о том, что, взметая гравий, несется по извилистым проселкам. Однако, когда Бертоне лично прикатил сей космолет к воротам завода Lancia, концепт восприняли с таким воодушевлением, что выбора не оставалось: сотрудничеству быть. В 1971 году на туринском автосалоне показали предсерийный Stratos HF, который также рисовал Марчелло. Машина ожидаемо несколько подрастеряла свой футуристичный лоск, но рука мастера по-прежнему читалась в каждой детали. С 1974 по 1976 Lancia доминировала в World Rally Championship, что само по себе является великолепным примером незыблемой взаимосвязи между формой и содержанием.

От Lamborghini до BMW: вспоминаем лучшие работы Марчелло Гандини

Lancia Stratos Zero

От Lamborghini до BMW: вспоминаем лучшие работы Марчелло Гандини

От Lamborghini до BMW: вспоминаем лучшие работы Марчелло Гандини

Предсерийный Lancia Stratos HF ’1971

От Lamborghini до BMW: вспоминаем лучшие работы Марчелло Гандини

Lancia Stratos HF ’1973–1975

От Lamborghini до BMW: вспоминаем лучшие работы Марчелло Гандини

Lancia Stratos World Rally Championship Lamborghini Countach ’74

Безусловно, пиком карьеры Гандини стал Lamborghini Countach, представленный общественности на Geneva Motor Show в 1971-м в виде желтого прототипа с индексом LP500. Существует мнение, что создавая LP500, Марчелло не особо придерживался каких-то общепринятых представлений о принципах конструирования автомобилей и эргономике, полностью положив функционал на алтарь своих представлений о прекрасном. С этим утверждением сложно спорить, но скажите мне, где вы видели суперкары, на которых удобно возить рассаду на дачу и стоять в пробках, а у дам в процессе проникновения в кокпит не задерется юбка? Видимо, так считал и маэстро.

От Lamborghini до BMW: вспоминаем лучшие работы Марчелло Гандини

От Lamborghini до BMW: вспоминаем лучшие работы Марчелло Гандини

От Lamborghini до BMW: вспоминаем лучшие работы Марчелло Гандини

К слову, Miura, на замену которой пришел Countach, тоже не была шедевром инженерии в плане удобства в формате ежедневного использования. Тем не менее именно Countach помог компании пережить топливный кризис и две смены хозяев, продержавшись на рынке 16 лет и став одной из самых успешных и востребованных моделей в истории фирмы.

От Lamborghini до BMW: вспоминаем лучшие работы Марчелло Гандини

Cizeta-Moroder V16T ’91 и Lamborghini Diablo ’90

Когда в 1987 году Chrysler Corporation приобрела Automobili Lamborghini, уже было очевидно, что флагмана пора менять на что-то более актуальное, и ответственным за новый облик назначили Гандини. Действительно, зачем менять то, что исправно работает. Однако топ-менеджмент американского концерна не впечатлился предложенным итальянцем взглядом на будущий курс в дизайне, и концепт был передан на доработку штатным сотрудникам корпорации во главе с Томом Гейлом. Естественно, Марчелло подобный поворот событий в крайней степени обескуражил, особенно учитывая заслуженную репутацию признанного мастера своего дела, и, пожав плечами, он увез свою идею обратно на родину.

От Lamborghini до BMW: вспоминаем лучшие работы Марчелло Гандини

Cizeta-Moroder V16T

От Lamborghini до BMW: вспоминаем лучшие работы Марчелло Гандини

Cizeta-Moroder V16T

От Lamborghini до BMW: вспоминаем лучшие работы Марчелло Гандини

Cizeta-Moroder V16T

От Lamborghini до BMW: вспоминаем лучшие работы Марчелло Гандини

Cizeta-Moroder V16T

От Lamborghini до BMW: вспоминаем лучшие работы Марчелло Гандини

Lamborgini Diablo

От Lamborghini до BMW: вспоминаем лучшие работы Марчелло Гандини

Lamborgini Diablo

От Lamborghini до BMW: вспоминаем лучшие работы Марчелло Гандини

Lamborgini Diablo

От Lamborghini до BMW: вспоминаем лучшие работы Марчелло Гандини

Lamborgini Diablo

Ей заинтересовался Клаудио Дзамполли, который перед тем, как основать собственную мануфактуру по производству суперкаров, работал инженером в Lamborghini. Но и тот оказался не вполне доволен оригинальным видением Гандини и внес некоторые правки, после которых совершенно нетронутой осталась лишь передняя часть кузова. Вот таким причудливым образом целостный проект реализовался в разной степени на двух машинах, одна из которых обрела культовый статус, а другая стала памятником независимому автомобилестроению, о котором сегодня помнят лишь ценители. Кстати, обратите внимание на скошенные задние арки и на Diablo, и на V16T – это еще один знаменитый штрих, присущий руке гения.

От Lamborghini до BMW: вспоминаем лучшие работы Марчелло Гандини

Источник

Теги
Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть