Работа над ошибками: изучаем водительские приёмы, которым не обучают в автошколе

Для того, чтобы стать хорошим водителем, одного получения соответствующего удостоверения недостаточно – нужно ещё накопить хотя бы какой-то опыт. Сегодня мы вместе с компанией Cordiant поделимся некоторыми приёмами, которыми пользуются опытные водители. Мы уверены, что знание некоторых тонкостей поможет провести за рулём приближающуюся зиму максимально безопасно и с удовольствием от вождения.
Мы разберём три блока вопросов, связанных с зимним вождением. Начнём прямо со двора, немного проедемся по городу и закончим управлением автомобилей на трассе. Итак, поехали!
Как правильно прогреть вариатор?
Автомобилей с вариаторами становится всё больше и больше, и не все знают, нужно ли его прогревать перед поездкой. Скажем сразу: нужно, причём любой. Вот только делать это надо по-разному, потому что многое зависит от конструкции коробки передач.
У вариаторов бывают два типа сцепления: с гидротрансформатором (ГДТ) или фрикционными дисками. Например, вариатор WLY CVT18, который используется на огромном количестве современных автомобилей, имеет ГДТ, и его можно прогреть как классический автомат. Для этого достаточно утром перед началом движения перевести селектор в положение D, нажать на тормоз и подождать две-три минуты. То есть, поступить так же, как с обычной гидротрансформаторной АКП. Дело в том, что ГДТ сам по себе выделяет много теплоты и поэтому способен согревать коробку довольно эффективно. Но перемещать при этом селектор по всем положениям, от D до R, не требуется.
А вот вариаторы с дисками таким образом греть, скорее, вредно. Лучше потратить чуть больше времени на прогрев мотора и начать движение, когда он станет хотя бы немного тёплым. Но в любом случае окончательно любой вариатор прогреется только на ходу, поэтому первые километры следует ехать аккуратно, не слишком сильно нажимая на педаль газа.
Как легко и безопасно выбраться из заснеженного двора?
Увы, не везде зимой дворы и дороги чистят оперативно и тщательно. И большинству водителей приходится сталкиваться с тем, что выезда до дороги почти нет – всё засыпано снегом. Можно, конечно, надавить на газ, закопаться и вызвать такси. Но можно пойти другим путём: кататься назад-вперёд, расчищать и раскатывать себе путь, не допуская зарывания машины. Иногда достаточно отъехать всего на полметра, чтобы отвоевать себе те же полметра спереди. Да, это не самый быстрый способ, но довольно надёжный. Иногда его, пусть и не совсем правильно, называют таранным. К тому же при этом способе выбраться помогают и хорошие шины. Шины Cordiant Winter Drive 2 позволяют сохранять контакт с укатанной снежной дорогой и повышают проходимость даже на нестабильной поверхности за счет направленного рисунка протектора, специальных насечек, расположенных на дне канавок для дополнительного удержания снега и многочисленных уступов, создающих дополнительные грани зацепления и расположенных в плечевой зоне протектора. Теперь вы знаете, как выехать правильно, а шины Cordiant вам будут в этом помощником. Едем дальше.

О чём говорят тени?
Световой день зимой короткий, и это тоже усложняет жизнь водителям. Само собой, ездить в темноте всегда сложнее, но ехать-то надо, и вот тут важно усвоить одно правило: вы на дороге не один! Где-то рядом может ехать другая машина, которую в темноте можно не заметить. Что делать? Посмотреть на тени.
Движущиеся тени – верный признак того, что припаркованные рядом автомобили освещаются фарами движущегося автомобиля. Иногда в темноте его ещё не видно, но смещение теней говорит о том, что он может быть уже близко. И чтобы не начать утро с ДПТ прямо около дома, нужно убедиться, что ваши траектории не пересекаются. Со временем вы научитесь отмечать эту деталь подсознательно, а в начале водительского пути придётся этот навык немного отработать. И навсегда запомнить: прежде чем трогаться с места или нырять во дворе в поворот, заставленный припаркованными машинами, нужно убедиться, что манёвр будет безопасным. Полагаться на удачу нельзя.
А если привод – задний?
Заднеприводных автомобилей становится всё меньше и меньше – это факт. Правда, не совсем понятно, радостный или грустный, потому что свои преимущества у заднего привода тоже есть. Но управлять машиной с приводом на заднюю ось зимой бывает сложнее, чем переднеприводным. Бывает, что такой автомобиль стоит на льду, покрытом снегом, и никак не хочет трогаться вперёд. Почему? А главное – что в этом случае делать?
Часто такое бывает, если водитель заднеприводной машины пытается куда-то поехать, вывернув до упора передние колёса. А как раз они снижают шанс выехать из снега, потому что очень сильно увеличивают сопротивление качению. Иногда достаточно поставить их в прямое положение, что намного снизит сопротивление движению, после чего задним колёсам будет проще протолкнуть автомобиль вперёд. Даже если вам действительно нужно повернуть, а не выехать прямо, хотя бы первые сантиметры нужно попытаться проехать на прямых колёсах. И уже после того, как машина поехала, можно работать рулём. В этом им помогают шины Cordiant Winter Drive 2 – направленный рисунок протектора с монолитным ребром, состоящим из V-образных сегментов, освобождает пятно контакта от снега и отвечает за курсовую устойчивость, а ламели с различной частотой шага и сложные зубчатые контуры шашек создают дополнительные грани зацепления для уверенного движения по скользкой дороге.
Допустим, из двора мы выбрались. Что нас может ждать в городе? В общем-то, ничего страшного, но подготовиться надо.
Как тормозить двигателем на машине с автоматической коробкой передач?
О том, что на скользкой дороге или на затяжном спуске надо тормозить двигателем, в автошколах рассказывают всегда. И часто упоминают, что сделать это нужно путём переключения на пониженную передачу. Но часто забывают рассказать о том, что делать, если на вашем автомобиле автоматическая коробка передач есть, а ручного управления нет. Как поступить в этом случае? На самом деле ничего сложного нет: достаточно резко полностью отпустить педаль газа.

Дело в том, что в зависимости от скорости, положения педалей газа и тормоза блок управления двигателя, исходя из заложенной в нём моментной модели управления, выбирает нужный режим. Если машина едет прямолинейно, а водитель резко убирает ногу с педали газа (то есть, запрашивает минимальный крутящий момент в момент движения), ЭБУ считает, что требуется включить режим торможения двигателем, и переключит АКП на пониженную передачу. Такое замедление достаточно эффективное и более безопасное, особенно если автомобиль обут в хорошие шины. Протектор зимних шипованных шин Cordiant Snow Cross 2 имеет увеличенную протяженность активных кромок, которые выступают в роли активатора торможения. Поможет сохранить управляемость и схема ошиповки в 18 рядов, при которой в поворотах дорожки шипов не пересекаются, и в любой момент времени в пятне контакта находятся не менее 10 шипов. Замедление получается надёжным и безопасным.
Этот способ менее эффективен с вариаторами, но это не значит, что он не будет работать совсем. Да, на затяжном спуске с такой коробкой без возможности ручного управления замедление будет, мягко говоря, неубедительным, но зимой при прямолинейном движении пользоваться им можно.
Как повернуть на переднеприводной машине на заснеженном перекрёстке?
О том, что делать, если машину занесло, инструкторы и преподаватели автошкол говорят подробно. Да и в экзаменационных билетах ПДД вопрос на эту тему есть. Но согласитесь, лучше в занос не попадать вовсе, чем потом из него выходить. Поэтому даже на городских скоростях поворачивать на скользких перекрёстках нужно с определённой техникой.

Во-первых, ни в коем случае нельзя поворачивать под сброс газа – может занести. Тормозить тоже очень нежелательно. Поэтому начинаем поворот на ровном газу, если машина уходит в занос – нажимаем на газ. Если в снос, то немного выпрямляем колёса, стабилизируем газом, возвращаемся в траекторию. То есть, в любом случае придётся немного надавить на газ. Стабилизироваться машине в этом случае помогают продольные расширяющиеся канавки для быстрого и эффективного отведения воды и снежной шуги из пятна контакта шин Cordiant Winter Drive 2. Активация 3D-замков в ламелях гарантирует боковым шашкам необходимую в повороте жесткость, а центральная часть протектора, объединенная в единую систему полумостами, делает управление предсказуемым. Но опять же предупредим: если машина уходит в занос или снос, вы неправильно выбираете скорость прохождения поворота. Это недопустимо.
Как безопасно проехать нерегулируемый перекрёсток?
Опытный водитель знает, что иногда он вынужден думать не только за себя, но и за других участников движения. В автошколе этому, к сожалению, не обучают. А жаль. Приведём конкретный пример: допустим, вы едете по главной дороге, на второстепенной показыватся автомобиль. Само собой, его водитель обязан вас пропустить. Но пропустит ли? Поэтому в такой ситуации водители со стажем обязательно посмотрят на водителя машины, появившейся на второстепенной дороге и оценят, видит ли он помеху.
И это совершенно правильно: на скользкой дороге, где нет возможности остановится сразу, важно понять, что сидящий за рулём второго автомобиля вас заметил. Если он крутит головой или что-то изучает в своём телефоне, придётся сбросить скорость или быть готовым к тому, что может возникнуть неприятная ситуация. Зимой на дороге, покрытой льдом, такая предусмотрительность не помешает. Ну а вовремя остановится поможет уверенное сцепление с даже обледеневшей дорогой, которое обеспечивают шины Cordiant Snow Cross 2 за счет шипов SPIKE-COR TRI: они оказывают направленное воздействие на лёд, и благодаря увеличенной поверхности нижнего фланца увеличивается сила давления на твердосплавную вставку шипа и улучшается прокол льда в пятне контакта, что повышает надежность управления автомобилем.

Как безопасно пересечь трамвайные пути?
Трамваи есть не в каждом городе, но там, где они существуют, есть и их рельсы. И не все недавно севшие за руль могут понять, что это довольно коварное препятствие на зимней дороге.
Железные рельсы в мороз или в снегопад – это даже хуже, чем лёд. На них нельзя ни тормозить, ни разгоняться. Да, в этом случае даже разгон может стать опасным, причём как для водителя, так и для трансмиссии. Во-первых, на неоднородном покрытии можно легко потерять управление, а во-вторых, может возникнуть ударная нагрузка на трансмиссию. А, например, вариаторы такую нагрузку переживают с трудом. Впрочем, если жать на газ от души, можно сломать и ось сателлитов в механической коробке. Шансы очень небольшие, но есть. Переезжать рельсы нужно, практически не трогая ни газ, ни тормоз. И, конечно, убедившись, что вы не мешаете рельсовому транспорту. Вы же помните про его преимущество во многих ситуациях, не так ли?

Теперь пришло время вспомнить, что ждёт автолюбителя на зимней трассе. Начнём с хитрости, которой в автошколе не научат точно.
Как определить безопасную дистанцию на трассе?
Как ни странно, безопасную дистанцию проще и точнее определять в секундах, а не метрах. Вспомним простое правило «двух секунд» для лета и «шести секунд» для зимы: засекаем по столбам освещения дистанцию, которую проезжает идущий впереди автомобиль за две секунды. Проверяем, успеваем ли доехать до начала отсчёта на своей машине. Если успеваем, то дистанция слишком мала. Две секунды тут берутся из расчёта времени реакции и расчёта тормозного пути. То есть, остановочного пути (0,4+1+0,5 секунды про запас). Получается приблизительно две секунды. Зимой нужно отсчитывать не две, а шесть секунд. Это достаточно лёгкий способ верно определить дистанцию и при необходимости остановиться. В качестве сцепления с зимней дорогой можно быть уверенным с шинами Cordiant Sno-Max 7000: в этой модели реализован комплекс технических решений, которые обеспечивают уверенное поведение автомобиля на разных типах зимнего покрытия. Например, за курсовую устойчивость отвечает сплошное продольное центральное ребро, которое обладает высоким сопротивлением к деформации и отвечает за предсказуемую управляемость как при маневрировании, так и при движении по прямой.

Кому-то этот метод покажется немного сложным, но если попробовать его пару раз, удобство станет для вас очевидным.
Можно ли на современном автомобиле тормозить в повороте?
Любой прилежный курсант автошколы помнит: тормозить надо на прямых колёсах, а торможение в повороте приводит к сносу и заносу. По большому счёту, этот постулат справедлив и обоснован: при торможении действительно возникает разворачивающий момент силы, что увеличивает риск сноса и заноса. Вот только сейчас его можно бояться уже не так сильно.
Причина в том, что на современных машинах с ABS и системой курсовой стабилизации этот риск минимален. Законы физики действуют так же, как и раньше, но электроника работает адекватнее, чем ведёт себя не очень опытный водитель. Поэтому тормозить в повороте сейчас вполне допустимо, и скорость сбросить можно не только на прямой. Правда, при малейшем признаке начала сноса или заноса придётся работать газом. Тут помогут только опыт и хорошие шины. В рисунке протектора шин Cordiant Winter Drive 2 присутствуют 3d-ламели различной конфигурации и глубины, которые при выполнении манёвров смыкаются. При этом активируются специальные «замки» в боковых шашках, что создает необходимый в поворотах и перестроениях запас прочности. Помимо этого, армирующие элементы создают по всей окружности шины пояс жесткости, который гарантирует курсовую устойчивость и управляемость.

Само собой, самым правильным решением будет замедляться заранее, но и такого строгого запрета на торможение в повороте сейчас уже нет. Конечно, если на вашей машине есть и ABS, и система курсовой стабилизации.
Что лучше: ехать в колее по асфальту, но при этом фактически по луже, или выбраться из колеи и ехать по тающему льду?
Часто на трассе в оттепель можно встретить такую картину: колея подтаяла, и по её центру идёт асфальт, покрытый водой. У многих в этом случае возникает желание ехать по лужам или хотя бы выбраться колёсами одной стороны из колеи и ехать одной половиной по льду, другой – по луже. Увы, и то, и другое очень опасно. Это тот случай, когда лёд – не самая плохая поверхность дороги.
Разное сцепление – очень опасная ситуация, поэтому пускать одну сторону по воде или асфальту, а вторую по льду – не лучшее решение. Хуже будет только пытаться ехать по двум лужам, надеясь, что где-то под ними есть чистый асфальт. В этом случае очень велик риск аквапланирования, в котором машина теряет управление полностью. Конечно, современные шины борются с этим явлением довольно успешно. Например, шипованные шины Cordiant Sno-Max 7000 обеспечивают надежное сцепление на льду, но и на мокрой дороге автомобиль будет вести себя прогнозируемо благодаря клиновидным прорезям, расположенным в шахматном порядке и эффективно отводящим снег, воду и ледяную крошку. Все эти особенности шин значительно повышают сцепление. И всё же разумнее будет ехать по льду, а не по воде: поведение автомобиля будет более предсказуемым.
Что такое чёрный лёд и чем он опасен?
Часто зимой на трассе можно встретить так называемый чёрный лёд (black ice), лежащий тонким прозрачным слоем и невидимый на асфальте. Это достаточно коварное покрытие – водитель не всегда может понять, что едет по льду, а не по асфальту. Особенно он опасен для новичков, которые с ним ещё ни разу не сталкивались. Как себя на нём вести?
Тут важно понять, что чёрный лёд – это в первую очередь лёд, а не что-то другое. Поэтому нужно запомнить, что на чёрном льду, как и на любом другом, использовать для замедления тормозную систему опасно. Лучше всего при попадании на такой участок дороги просто убрать ногу с педали газа, позволив машине сбросить скорость двигателем. Прижиматься к обочине не надо: можно заехать в рыхлый снег, а это может привести к непредсказуемым последствиям. Торможение двигателем на скользком покрытии – самый безопасный способ замедления. В этом помогает и конструкция шипов в модели Cordiant Snow Cross 2. Шипы отличаются оптимизированной площадью нижнего фланца, за счет которого увеличивается сила давления на твердосплавную вставку шипа и улучшается прокол льда в пятне контакта. Квадратное сечение корпуса препятствует вращению шипа: канал крепления не изнашивается со временем, шип надежно зафиксирован в блоке протектора и сохраняет свои сцепные свойства на протяжении всего срока эксплуатации. А значит, обеспечивает сбалансированность, устойчивость и управляемость шины на зимней дороге.

* * *
Конечно же, каждый опытный водитель имеет свою копилку знаний и навыков, и поделиться всеми ими мы не в состоянии – их слишком много. Да и приходят они всё-таки со стажем, и обучиться им онлайн довольно сложно. Но мы попытаемся показать, как наши советы работают чуть более наглядно – в формате небольшой игры, сделанной нами вместе с коллегами из Cordiant. Попробуйте её пройти и закрепить новые знания, а заодно получите промокод на повышенный кешбэк 15% при покупке комплекта шин Cordiant. С ними зимнее вождение точно станет более безопасным даже для самого молодого водителя.
Реклама. АО “Кордиант”. erid: 2Vfnxw9n5T6


